Одним из факторов, способствующих нормализации нервных процессов у детей, является правильно организованный режим дня, в том числе режим кормления. Режимы дня, а следовательно, и режимы кормления детей в этих группах устанавливаются в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».
Для выполнения режимов в группах детей первых трех лет жизни следует придерживаться такого комплектования:
1-я группа — дети в возрасте от 2 — 3 месяцев до 1 года или 1 года 2 месяцев.
2-я группа — дети в возрасте от 1 года 2 месяцев до 3 лет.
Соответственно возрасту детей в группах устанавливаются либо три, либо два режима.
Дети от 3 до 7 лет объединяются либо в две самостоятельные группы (от 3 до 5 лет и от 5 до 7 лет), либо в одну группу с тремя режимами.
При организации режима прежде всего следует стремиться к созданию наиболее благоприятных условий для сна и бодрствования детей. Режим в группах должен быть построен так, чтобы время сна и кормления детей различных возрастных подгрупп не совпадало. Для этого помещение групп должно состоять из двух комнат (игровой и спальни).
На первом году жизни приступать к кормлению детей следует сразу же по мере пробуждения каждого ребенка, не дожидаясь, когда проснутся все дети. Так как дети первого года жизни (и особенно первых 6 — 8 месяцев) требуют помощи при кормлении, поднимать их после сна нужно в таком количестве, которое может обслужить взрослый человек одномоментно (не более 1 — 3 детей).
Процесс кормления детей, умеющих самостоятельно есть, нужно организовывать так, чтобы они не ждали пищу. Кормят небольшими группами, усадив за стол по 3 — 4 ребенка. Как только съедено первое блюдо, следует сразу же подать второе и т. д. После окончания еды ребенок должен встать из-за стола, не дожидаясь остальных детей.
Процесс кормления детей должен способствовать и воспитательным целям. Детям следует прививать различные умения и культурно-гигиенические навыки: с 6 — 7 месяцев ребенка приучать пить из чашки, придерживая ее вместе с малышом; с 8 — 9 месяцев учить откусывать хлеб; к концу года — самостоятельно есть густую пищу; к 1,5 годам — самостоятельно и аккуратно есть из тарелки, пользоваться чашкой, есть с хлебом и т. д.
Посуда, которой пользуются дети, должна быть удобной для самостоятельной еды: тарелки для первого — небольшие по размеру, ложки типа десертных, достаточно легкие, чашки устойчивые, с широким дном и удобной ручкой.
Поза детей во время еды должна быть удобной, мебель соответствовать росту детей.
Обстановка в столовой во время завтрака, обеда, ужина должна быть спокойной, ничто не должно отвлекать детей от еды. Воспитатель обращает внимание детей на приятный вкус и красивое оформление блюда. Ребенок должен есть сам, без принуждения. Если дети испытывают жажду, им нужно предложить небольшое количество воды.
Для повышения аппетита и хорошего усвоения пищи надо следить за тем, чтобы прогулка и игры перед едой были спокойными, не возбуждали детей. Длительные прогулки, энергичные подвижные игры перед обедом и ужином резко снижают выделение пищеварительных соков.
«Питание детей раннего и дошкольного возраста»,
В.Г.Кисляковская, Л.П.Васильева, Д.Б.Гурвич