В рацион детей старше года непременно должны входить самые разнообразные продукты питания: молоко, молочные продукты, мясо, рыба, птица, печенье, всевозможные крупы, макаронные изделия, бобовые, овощи, зелень, фрукты, различные сорта хлеба.
При приготовлении пищи из этих продуктов необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детского организма, присущие тому или иному возрасту.
Так, для детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет пища готовится в протертом виде. Однако уже в этом возрасте нужно постепенно менять кулинарную обработку продуктов и вводить в детское питание новые блюда. Детям старше 1,5 лет полужидкую протертую или пюрированную пищу заменяют более плотной. Каши дают разваренными, непротертыми. Вместо пюре готовят тушеные овощи, крупяные запеканки, а вместо мясного суфле — паровые котлеты.
С двухлетнего возраста в рацион питания детей вводятся салаты, приготовленные не только из вареных, но и сырых мелко нарезанных овощей, для приготовления которых используются самые разнообразные свежие, соленые или квашеные овощи, различная зелень. К 3 годам котлеты заменяют мясом, нарезанным кусочками.
Детей необходимо своевременно приучать к новым для них блюдам. Труднее всего дети привыкают к овощам. Их нужно предлагать очень настойчиво. В случае отказа овощи следует маскировать, соединяя их с мясом, творогом, ягодами, крупой, л яблоками и пр.
Присутствие в питании детей овощных блюд значительно повышает его ценность. Замена крупяных гарниров овощными способствует повышению усвоения белков второго блюда до 80 — 90%. Хорошему сокоотделению способствуют мясные и костные бульоны, овощные отвары, которые содержат значительное количество экстрактивных веществ.
Именно поэтому целесообразно детям готовить супы на костном бульоне и чаще заправлять их овощами.
Следует помнить, что значение первого блюда сокогонное. Отделение пищеварительных соков в ответ на введение первого блюда обеспечивает усвоение самого полезного в обеде второго блюда из мяса, печени, мозгов, рыбы и прочих высоко ценных продуктов.
Питание детей, принадлежащих к различным возрастным группам, должно отличаться не только по содержанию в нем основных пищевых ингредиентов и кулинарной обработке продуктов, но и по величине разовых порций и объему суточного рациона.
Объемы блюд (в г) для детей в возрасте от 1 года до 7 лет
Наименование блюда | Возрacт | |||
от 1 года до 1,5 лет | от 1,5 до 3 лет | от 3 до 5 лет | от 5 до 7 лет |
|
Завтрак | ||||
Каша или овощное блюдо | 200 | 200 | 250 | 250 |
Кофе | 100 | 150 | 150 | 150 |
Обед | ||||
Суп | 100 | 150 | 200 | 250 |
Мясная котлета | 50 | 60 | 70 | 80 |
Гарнир | 80 | 100 | 100 | 130 |
Компот | 100 | 100 | 150 | 150 |
Салат | — | 40 | 50 | 50 |
Полдник | ||||
Кефир | 150 | 150 | 200 | 200 |
Печенье, булочка | 15 | 15/45 | 25/50 | 35/60 |
Ужин | ||||
Овощное блюдо или каша | 180 | 200 | 200 | 250 |
Молоко | 100 | 150 | 150 | 150 |
Хлеб на весь день: | ||||
пшеничный | 40 | 70 | 100 | 100 |
ржаной | 10 | 30 | 50 | 60 |
Объемы пищи должны соответствовать возрасту ребенка. За сутки дети в возрасте от 1 года до 1,5 лет съедают пищи примерно 1100 — 1200 г, от 1,5 до 3 лет — до 1450 г, от 3 до 5 лет — до 1700 г, от-5 до 7 лет — до 1800 (1900) г.
Помните
Большие порции пищи способствуют снижению аппетита и служат причиной нарушения нормальных функций пищеварительных органов, маленькие порции не вызывают чувства насыщения.
«Питание детей раннего и дошкольного возраста»,
В.Г.Кисляковская, Л.П.Васильева, Д.Б.Гурвич
Ряд продуктов, как, например, крупы, макароны, бобовые, мука, в результате тепловой обработки дают увеличение массы, т. е. привар, припек. Причем различные крупы дают неодинаковый привар. Например, манная крупа способна развариваться в 10 раз, поэтому из 100 г манной крупы можно, получить 1 кг жидкой каши. Рисовая и пшенная крупы максимально увеличивают свою массу в 6…
Некоторые продукты, такие, как молоко, хлеб, сахар, масло, мясо, включаются в меню ежедневно. Другие, такие, как сметана, сыр, яйцо, могут входить в меню не каждый день, но к концу недели необходимый для ребенка набор продуктов должен быть полностью использован. При постоянной раскладке продуктов, входящих в то или иное блюдо, легко рассчитать, сколько раз его можно…
Одним из факторов, способствующих нормализации нервных процессов у детей, является правильно организованный режим дня, в том числе режим кормления. Режимы дня, а следовательно, и режимы кормления детей в этих группах устанавливаются в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». Для выполнения режимов в группах детей первых трех лет жизни следует придерживаться такого комплектования: 1-я группа…
Рационально построенное питание определяется правильно составленным меню, обеспечивающим детей разнообразной пищей и необходимым количеством питательных веществ. В меню перечисляются все блюда, которые входят в дневной рацион ребенка, указывается число детей, получающих питание, и расход продуктов для приготовления каждого блюда. Расход продуктов записывают дробью: в числителе — на одного ребенка, в знаменателе — на общее число…
У детей к концу первого года и старше изменяется общий режим. Они переводятся в начале на два, затем на один дневной сон, изменяется распределение часов бодрствования, а также режим питания. Продолжительность нахождения смешанной пищи в желудке равна примерно 4 часам. Этим и руководствуются при составлении режимов питания для детей около 1 года и старше. Для…