При организации вскармливания детей первого года жизни имеет значение не только достаточное содержание пищевых компонентов в их рационе, но и правильная методика и режим кормления.
При естественном вскармливании детей первых трех месяцев жизни мать прикладывает ребенка к груди через 3 — 3,5 часа, 7 — 6 раз в сутки, с ночным перерывом в б ч; с 3 до 5 месяцев — б раз в сутки, через 3,5 часа; от 5 месяцев до года — 5 раз в сутки, через 4 часа. Ночной перерыв в кормлении составляет 8 часов.
Количество кормлений при смешанном и искусственном вскармливании ребенка, как и при естественном, в основном определяется его возрастом.
Однако при назначении ребенку режима питания следует руководствоваться не только возрастом, но и его индивидуальными особенностями: активностью во время бодрствования, аппетитом, продолжительностью и характером сна (поверхностный, непродолжительный, глубокий, спокойный и пр.).
Так, если ребенок в 2 месяца имеет хороший аппетит, активно бодрствует, глубоко и спокойно спит, хорошо выдерживает промежутки между кормлениями более 3 часов, его можно перевести на режим с 6разовым кормлением, через 3,5 часа. Иногда же ребенка более старшего, в 3 — 4 месяца, отличающегося повышенной возбудимостью, плохим аппетитом (не съедает необходимого объема пищи, отвлекается во время еды на каждый внешний раздражитель), прерывистым неспокойным сном, полезно оставить на режиме с 7разовым кормлением (через 3 часа).
При смешанном вскармливании докорм рекомендуется вводить детям как добавление к кормлению или ко всем грудным кормлениям. После того как ребенок привыкнет к новому виду пищи, давать ее можно в виде отдельных кормлений, чередуя их с прикладыванием к груди.
Известно, что при естественном вскармливании в каждое кормление ребенок высасывает разные количества грудного молока в соответствии со своим аппетитом.
При искусственном же вскармливании ребенку часто назначают строго дозированные объемы пищи, ошибочно полагая, что в разные часы суток аппетит у него одинаков. Такая методика кормления может явиться причиной ухудшения аппетита у ребенка, вплоть до полного отказа его от еды.
Если в какое-то кормление ребенок не съедает предложенной ему порции, то кормить его насильно не следует. В таких случаях нужно подсчитать содержание основных пищевых компонентов в съедаемых ребенком объемах пищи и внести соответствующую коррекцию в его рацион.
«Питание детей раннего и дошкольного возраста»,
В.Г.Кисляковская, Л.П.Васильева, Д.Б.Гурвич