При организации вскармливания детей первого года жизни имеет значение не только достаточное содержание пищевых компонентов в их рационе, но и правильная методика и режим кормления.
При естественном вскармливании детей первых трех месяцев жизни мать прикладывает ребенка к груди через 3 — 3,5 часа, 7 — 6 раз в сутки, с ночным перерывом в б ч; с 3 до 5 месяцев — б раз в сутки, через 3,5 часа; от 5 месяцев до года — 5 раз в сутки, через 4 часа. Ночной перерыв в кормлении составляет 8 часов.
Количество кормлений при смешанном и искусственном вскармливании ребенка, как и при естественном, в основном определяется его возрастом.
Однако при назначении ребенку режима питания следует руководствоваться не только возрастом, но и его индивидуальными особенностями: активностью во время бодрствования, аппетитом, продолжительностью и характером сна (поверхностный, непродолжительный, глубокий, спокойный и пр.).
Так, если ребенок в 2 месяца имеет хороший аппетит, активно бодрствует, глубоко и спокойно спит, хорошо выдерживает промежутки между кормлениями более 3 часов, его можно перевести на режим с 6разовым кормлением, через 3,5 часа. Иногда же ребенка более старшего, в 3 — 4 месяца, отличающегося повышенной возбудимостью, плохим аппетитом (не съедает необходимого объема пищи, отвлекается во время еды на каждый внешний раздражитель), прерывистым неспокойным сном, полезно оставить на режиме с 7разовым кормлением (через 3 часа).
При смешанном вскармливании докорм рекомендуется вводить детям как добавление к кормлению или ко всем грудным кормлениям. После того как ребенок привыкнет к новому виду пищи, давать ее можно в виде отдельных кормлений, чередуя их с прикладыванием к груди.
Известно, что при естественном вскармливании в каждое кормление ребенок высасывает разные количества грудного молока в соответствии со своим аппетитом.
При искусственном же вскармливании ребенку часто назначают строго дозированные объемы пищи, ошибочно полагая, что в разные часы суток аппетит у него одинаков. Такая методика кормления может явиться причиной ухудшения аппетита у ребенка, вплоть до полного отказа его от еды.
Если в какое-то кормление ребенок не съедает предложенной ему порции, то кормить его насильно не следует. В таких случаях нужно подсчитать содержание основных пищевых компонентов в съедаемых ребенком объемах пищи и внести соответствующую коррекцию в его рацион.
«Питание детей раннего и дошкольного возраста»,
В.Г.Кисляковская, Л.П.Васильева, Д.Б.Гурвич
Ряд продуктов, как, например, крупы, макароны, бобовые, мука, в результате тепловой обработки дают увеличение массы, т. е. привар, припек. Причем различные крупы дают неодинаковый привар. Например, манная крупа способна развариваться в 10 раз, поэтому из 100 г манной крупы можно, получить 1 кг жидкой каши. Рисовая и пшенная крупы максимально увеличивают свою массу в 6…
Некоторые продукты, такие, как молоко, хлеб, сахар, масло, мясо, включаются в меню ежедневно. Другие, такие, как сметана, сыр, яйцо, могут входить в меню не каждый день, но к концу недели необходимый для ребенка набор продуктов должен быть полностью использован. При постоянной раскладке продуктов, входящих в то или иное блюдо, легко рассчитать, сколько раз его можно…
Одним из факторов, способствующих нормализации нервных процессов у детей, является правильно организованный режим дня, в том числе режим кормления. Режимы дня, а следовательно, и режимы кормления детей в этих группах устанавливаются в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». Для выполнения режимов в группах детей первых трех лет жизни следует придерживаться такого комплектования: 1-я группа…
Рационально построенное питание определяется правильно составленным меню, обеспечивающим детей разнообразной пищей и необходимым количеством питательных веществ. В меню перечисляются все блюда, которые входят в дневной рацион ребенка, указывается число детей, получающих питание, и расход продуктов для приготовления каждого блюда. Расход продуктов записывают дробью: в числителе — на одного ребенка, в знаменателе — на общее число…
В рацион детей старше года непременно должны входить самые разнообразные продукты питания: молоко, молочные продукты, мясо, рыба, птица, печенье, всевозможные крупы, макаронные изделия, бобовые, овощи, зелень, фрукты, различные сорта хлеба. При приготовлении пищи из этих продуктов необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детского организма, присущие тому или иному возрасту. Так, для детей в возрасте от 1 года…