Алкогольная потребность со всеми ее последствиями является у больных ведущей, главенствующей, делает более понятными и нарушения других, «неалкогольных» форм поведения. Прежде всего это касается деятельностей, требующих длительной и сложной организации, то есть именно тех, что связаны с духовными потребностями, с учебными и профессиональными интересами, которые, как мы знаем, в норме занимают основное место у старших школьников и юношей.
Само развертывание таких форм деятельности становится несовместимым с непреодолимой потребностью в алкоголе. К этому необходимо прибавить и нарушения внимания, мышления, памяти, работоспособности. В результате остаются лишь те потребности, которые могут быть удовлетворены несложными действиями.
Но и этим не ограничиваются последствия перестройки иерархии мотивов и деятельности. Иллюзорно-компенсаторный характер алкогольной деятельности со временем распространяется и на другие, «неалкогольные» деятельности, и чуть ли не любая из них начинает направляться не на реальное достижение тех или иных целей, а, скорее, на имитацию этих достижений.
В итоге такого переформирования перед нами уже фактически новая личность с качественно новыми мотивами и потребностями, с новой их внутренней организацией.
Это неизбежно приводит к появлению и закреплению определенных установок, способов восприятия действительности, смысловых смещений, которые начинают определять все, в том числе и «неалкогольные» аспекты поведения несовершеннолетних, порождать их специфические для алкоголиков характерологические черты, отношения к себе и окружающему миру.
Из закрепившихся указанных установок обращает на себя внимание стремление быстро удовлетворять потребности при малых затратах усилий; установка на пассивные способы защиты при встречах с трудностями; стремление избегать ответственности за совершаемые поступки; установка довольствоваться временным, не вполне адекватным алкогольной потребности результатом деятельности.
Наблюдения врачей и педагогов неоспоримо свидетельствуют о резко выраженном отрицательном влиянии употребления алкоголя на формирование личности, умственные способности, морально-волевые качества, успеваемость, дисциплину детей и подростков.
В литературе описаны результаты исследований, убедительно иллюстрирующие пагубное влияние алкоголя на успеваемость учащихся.
Влияние алкоголя на успеваемость школьников
Регулярность приема алкоголя | Успеваемость, % | ||
очень хорошая | удовлетворительная | неудовлетворительная | |
Совсем не пили | 45 | 48 | 7 |
Выпивали изредка | 35 | 56 | 9 |
Пили ежедневно | 27 | 59 | 14 |
Потребляли алкоголь чаще двух раз в день | 0 | 33 | 67 |
Эти цифры, как говорится, не требуют комментариев. К сожалению, никто не может предсказать, когда, после какой рюмки появится неудержимая потребность в алкоголе. В какой-то момент клетки организма включают его в свой обмен и с этих пор уже не могут без него обходиться. Так обмен веществ становится ненормальным, а подросток — алкоголиком.
С течением времени дозы спиртных напитков, необходимые для поддержания хорошего самочувствия, растут. Нарастает частота употребления алкоголя, в это же время полностью угасает рвотный рефлекс. Теперь уже уговаривать подростка бросить употребление спиртных напитков бессмысленно, необходимо заставить его лечиться.
«Алкоголь и дети», И.В.Галина