Site icon «Здоровое поколение — здоровая Россия»

Предпосылки юношеского алкоголизма

Известно, что уже старший школьник раскрывается как личность. Однако личность эта еще глубоко незрелая, во многом дисгармоничная. Сознание пока во многом оторвано от реальности, представления о людских взаимоотношениях, оценки своих и чужих поступков несоразмерны действительным отношениям людей.

Дети часто судят по принципу «все или ничего», их внутреннее зрение носит как бы контрастный характер, не различая еще сложности мира, его полутонов. При всем стремлении к самостоятельности и взрослости, при всем внешнем упрямстве подросток нередко сам точно не знает, чего хочет, каких конкретных жизненных и нравственных целей желал бы достичь.

Большая или меньшая выраженность всех указанных особенностей психологического порядка способна сказаться в какой-то мере на склонности подростка к усвоению им иллюзорно-компенсаторной алкогольной направленности.

Следующий затем юношеский возраст во многом выравнивает проявления черт, характерных для подростка, — как внешних (пропадает угловатость движений, резкость манер, ломкость голоса), так и внутренних. Наступает время выбора профессии.

Если ребенка легко увлечь внешним блеском, показной бравадой, самим по себе поступком без учета его последствий, то юноша уже видит слабости многих привлекательных для отрочества героев и может без труда развенчать их.

Он уже не рубит с плеча: хороший — плохой, трус — смелый, а предварительно думает, сопоставляет и лишь затем помещает тот или иной поступок в значительно более сложную, чем у подростка, систему нравственных координат.

Почти во всех случаях юношеского алкоголизма мы встречаемся с неблагополучной средой: неполная семья, пьяница-отец, безнадзорность и т. п. Характерной чертой является в большинстве случаев «пьяный быт», наглядное восприятие ребенком с ранних лет традиций пьянства, вида и поведения пьяных как привычного, повседневного атрибута.

Второе, на что обращают внимание психологи (Б. С. Братусь и др.),
— весьма нередкая мозговая недостаточность, выраженная часто в стертой форме и обусловленная травмами головы, неблагоприятно протекающей беременностью, отягощенными родами и т. д.

Указанные два момента составляют важнейшие предпосылки юношеского алкоголизма: первый обусловливает содержание и раннее усвоение алкогольных обычаев, установок микросреды, второй — те особые, отягощенные по сравнению с нормой обстоятельства, в которых разворачиваются и формируются психические процессы.

Однако встречаются подростки-алкоголики, у которых не выявляется даже легкой мозговой недостаточности и нет «семейной отягощенности». Но во всех этих случаях, как правило, наблюдается то, что именуется педагогической запущенностью, отсутствует родительский надзор и помощь, воспитание заменяется наказанием и т. п.

Было бы ошибкой думать, что подросток ввиду своего отягощенного по тем или иным причинам психического развития выбирает в качестве первейшей потребности алкоголь. Как правило, выбирается не алкоголь, а компания, в которой обязательным элементом общения, времяпрепровождения является выпивка.

Эта компания, которую называют «уличной», «дворовой», может быть однородной по возрасту или, что чаще, разнородной, с двумя-тремя старшими «заводилами».

Чем же привлекают подростков эти компании?

Главное это то, что в «уличной» микросреде ребенок с рассмотренной выше предысторией находит группу себе подобных «изгоев». Именно в этих группах будущие алкоголики находят реальное поле самоутверждения, могут обрести, наконец, «высокий статус», проникнуться самоуважением, чего они не в состоянии были сделать ни в школе, ни в своей семье.

Группа, особенно сначала, кажется новичку полной демократизма, теплоты, спаянности. И употребление алкоголя занимает здесь как бы особое положение. Именно выпивка нередко играет роль своеобразного посвящения в члены группы. Умение пить символизирует в группе взрослость, воспринимается как признак особой силы и мужественности.

«Алкоголь и дети», И.В.Галина

Exit mobile version