Л. Николаев рассказывает, как врачи одного из районов Москвы совместно с педагогами провели обследование нескольких школ.
Учащимся была предложена анкета, в которой содержалось несколько вопросов: когда в первый раз ты выпил спиртное? Что именно: пиво, вино, водку? По своему желанию или по настоянию или просьбе других? Кого именно? и т. д.
Результаты обследования оказались неутешительными. В частности, выяснилось, что в 67% случаев знакомство детей со спиртным произошло дома, в семье.
Обычно это бывает, так сказать, «невинная» рюмочка в честь дня рождения или другого торжества. И хотя это происходит с согласия родителей, в кругу семьи, все же и такое приобщение детей к вину ни в коем случае нельзя оправдать.
Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить с товарищами, если появляется такая возможность.
Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство — с рюмочки». Во многих случаях приобщение к алкоголю начинается с пива, об употреблении которого учащимися писали психологи Б. С. Братцев и П. И. Сидоров в книге «Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма», вышедшей в 1984 году в издательстве МГУ.
Употребление пива учащимися (на 100 обследованных)
Возраст, годы | Город | Мальчики | Девочки |
9 — 10 | Инта | 49 | 31 |
11 — 13 | Ленинград | 48 | 32 |
Архангельск | 25 | 18 | |
Инта | 50 | 29 | |
14 — 15 | Ленинград | 56 | 53 |
Архангельск | 60 | 43 | |
Инта | 62 | 42 | |
16 — 17 | Ленинград | 79 | 64 |
Архангельск | 78 | 55 | |
Инта | 84 | 59 |
Раннее приобщение к алкоголю ведет затем к систематическому употреблению алкогольных напитков в подростковом и юношеском возрасте и развитию злоупотребления алкоголем у молодых людей.
Среди обстоятельств, способствующих этому, ведущая роль принадлежит целому ряду социальных и социально-психологических факторов: алкогольным традициям в семье, низкому культурному уровню родителей и несостоятельному семейному воспитанию, отрицательному отношению к обучению, отсутствию общественной активности и социально значимых установок, неопределенности в вопросах профессиональной ориентации и т. д. Так, статистические данные показывают, что 75% учащихся 8 — 10-х классов употребляют алкогольные напитки в семье по праздникам и семейным торжествам.
Первое приобщение к алкоголю в 78% случаев происходит под влиянием родителей и родственников подростков. В семьях, где подростки часто употребляли алкогольные напитки, 68% отцов и 64% матерей имели лишь начальное или восьмилетнее образование.
Подавляющее большинство таких подростков (75%) имели низкую успеваемость, для них характерно было бессодержательное проведение свободного времени: праздное гуляние по улицам в компании друзей, азартные игры, посещение баров и т. п.
Приведенные факты указывают на необходимость для формирования трезвеннических установок у подрастающего поколения проведения чрезвычайно широкого спектра мероприятий по многим направлениям.
«Алкоголь и дети», И.В.Галина