Site icon «Здоровое поколение — здоровая Россия»

Дискомфортные состояния учащихся


Дезадаптационные состояния учащихся 

Состояния соматического дискомфорта

Причиной простуженного состояния учащихся может быть несоблюдение температурного режима в классах и в школе, сквозняки, нарушения гигиенических требований к проведению уроков физкультуры. Причиной «першения» в горле, периодического покашливания может быть не только простуда, но и сухость воздуха в классах. Жалобы отдельных школьников на резь в глазах часто связаны с напряжением зрения на уроках (например, у учащихся, которым прописаны очки, но они их не носят), неправильным выбором парты (места в классе) и с вредной привычкой тереть глаза руками. 

Если учитель своевременно обратит внимание на эти проявления у своих воспитанников, особенно тех, кто безответственно относится к своему здоровью, беспечных, с низким уровнем культуры и интеллекта, живущих в неблагополучных семьях и т.п., он поможет им уберечься от развития в последующем многих тяжелых заболеваний. При значительном числе учащихся, пребывающих на уроках в подобных состояниях, необходимо интенсифицировать работу медицинского кабинета, провести специальные медико-педагогические и гигиенические исследования. 

Гигиенические условия, вызывающие состояние физического дискомфорта 

Основные «школьные» факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся 

Активно обсуждаемые и изучаемые:

  1. перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
  2. несовершенство учебных программ и технологий;
  3. авторитарный стиль преподавания;
  4. отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
  5. использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;
  6. недостаток двигательной активности учащихся;
  7. неправильное питание учащихся;
  8. несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
  9. недостаточное финансирование школы.

Недостаточно обсуждаемые и изучаемые:

  1. дидактогенная организация образовательного процесса;
  2. недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса;
  3. недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;
  4. низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;
  5. слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни;
  6. неблагополучное состояние здоровья учителей;
  7. недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.).

Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся: 

Причины, вызывающие утомление учащихся 

Признаки переутомления

Причины переутомления


 

Exit mobile version