ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД
«ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ — ЗДОРОВАЯ РОССИЯ»
Главная / Здоровьесберегающее образование / Дискомфортные состояния учащихся

Здоровьесберегающее образование

Дискомфортные состояния учащихся


Дезадаптационные состояния учащихся 

  • часто отвечает не по существу, не может выделять главное;
  • долго переживает неудачи в течение урока;
  • с трудом настраивается на занятия после физкультуры, перемены, подвижной игры;
  • при неожиданном вопросе учителя часто теряется, но, если дать время на обдумывание, может ответить хорошо;
  • долго выполняет любое задание, часто отвлекаясь;
  • требует к себе постоянного внимания со стороны учителя;
  • по малейшему поводу отвлекается от выполнения задания;
  • с трудом усаживается для выполнения домашнего задания;
  • заметно не любит урок, томится, оживает только напеременах;
  • не умеет прилагать усилия, если что-то не получается, прекращает работу, ищет какие-то оправдания;
  • почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, если требуется проявить сообразительность;
  • после объяснения учителя с трудом выполняет аналогичные задания; затрудняется применять ранее усвоенные понятия, не имеет навыков.


Состояния соматического дискомфорта

Причиной простуженного состояния учащихся может быть несоблюдение температурного режима в классах и в школе, сквозняки, нарушения гигиенических требований к проведению уроков физкультуры. Причиной «першения» в горле, периодического покашливания может быть не только простуда, но и сухость воздуха в классах. Жалобы отдельных школьников на резь в глазах часто связаны с напряжением зрения на уроках (например, у учащихся, которым прописаны очки, но они их не носят), неправильным выбором парты (места в классе) и с вредной привычкой тереть глаза руками. 

Если учитель своевременно обратит внимание на эти проявления у своих воспитанников, особенно тех, кто безответственно относится к своему здоровью, беспечных, с низким уровнем культуры и интеллекта, живущих в неблагополучных семьях и т.п., он поможет им уберечься от развития в последующем многих тяжелых заболеваний. При значительном числе учащихся, пребывающих на уроках в подобных состояниях, необходимо интенсифицировать работу медицинского кабинета, провести специальные медико-педагогические и гигиенические исследования. 

Гигиенические условия, вызывающие состояние физического дискомфорта 

  • нарушение температурного режима в помещении: неоптимальная температура воздуха в классе (слишком жарко или слишком прохладно);
  • повышенная сухость воздуха, возникающая обычно в зимнее время при недостаточной вентиляции воздуха и раскаленных батареях парового отопления или электрических обогревателях;
  • неблагоприятный состав воздуха в классе: снижение содержания кислорода, в частности от работы электрических обогревателей; накопление в воздухе веществ, обусловленных антропогенным фактором, т.е. обычными выделениями человеческого тела - то, что называется плохо проветренным помещением;
  • нежелательные по направленности и интенсивности воздушные потоки, когда при неправильной организации вентиляции (школы, класса) в классные помещения затягивается воздух из туалетов, возникают сквозняки, в токе которых длительное время могут находиться некоторые учащиеся (особенно отвечающие у доски) и учитель;
  • воздействие шума, посторонних звуков, хронически мешающих проведению урока, отвлекающих учащихся, вызывающих, при длительном воздействии, снижение порога наступления состояния утомления (например, жужжание ламп дневного света); - недостаток освещения (слабое, тусклое, неравномерное);
  • физический дискомфорт от неудобного положения тела, длительно фиксируемой позы, что обычно возникает при несоответствии размера парты (стола и стула) росту и комплекции учащегося и при авторитарной педагогической тактике учителя и дисциплинарных требованиях, когда дети «боятся пошевелиться» (обычно в начальной школе и детских садах);
  • длительное выполнение учащимися однообразной и напряженной работы (например, при проведении контрольной работы на спаренных уроках). 


Основные "школьные" факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся 

Активно обсуждаемые и изучаемые:

  1. перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
  2. несовершенство учебных программ и технологий;
  3. авторитарный стиль преподавания;
  4. отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
  5. использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;
  6. недостаток двигательной активности учащихся;
  7. неправильное питание учащихся;
  8. несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
  9. недостаточное финансирование школы.


Недостаточно обсуждаемые и изучаемые:

  1. дидактогенная организация образовательного процесса;
  2. недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса;
  3. недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;
  4. низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;
  5. слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни;
  6. неблагополучное состояние здоровья учителей;
  7. недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.).



Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся: 

  • стрессовая тактика авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;
  • несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;
  • несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.

Причины, вызывающие утомление учащихся 

  • профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей;
  • негативные особенности традиционной системы школьного обучения;
  • перегруженность школьных учебных программ и интенсификация учебного процесса;
  • переполненность классов учащимися (более 20 человек) затрудняющая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса;
  • несоблюдение гигиенических условий в школе и классах; нарушения организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса и т.п.


Признаки переутомления

  • Резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности, снижение памяти и внимания;
  • Расстройства невротического характера (нарушение сна, чувство страха, плаксивость, раздражительность и т.п.);
  • Стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония, различные функциональные расстройства);
  • Снижение иммунитета.

Причины переутомления

  • учебные перегрузки, т.е. необходимость в ограниченное время изучить, усвоить, запомнить значительный объем информации из разных областей знаний, что превышает возможности детского организма, если не вводить его в форсированный режим деятельности, т.е. в состояние психофизиологического перенапряжения;
  • невозможность (или ограниченные возможности) индивидуализировать интенсивность и качественные характеристики учебной нагрузки на учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, способностей, возможностей, состояния здоровья;
  • неоптимально составленное расписание уроков, постоянно усиливающее утомление школьников к концу рабочего дня, рабочей недели;
  • недостаточная продолжительность перемен, во время которых не происходит полноценного восстановления работоспособности школьников; обучение во вторую смену, что особенно часто вызывает состояния переутомления у учащихся пятых классов и школьников, относящихся к типу «жаворонков».


 



Здоровье - дело не только личное, но и общественное
По данным Госкомстата России заболеваемость подростков за последние пять лет увеличилась. При этом увеличение заболеваемости подростков отмечено по всем классам болезней. Довольно высокий показатель заболеваемости детей туберкулёзом. Зарегистрированы ВИЧ – инфекции детей в возрасте ...
Оригинальная гимнастика
Частично гимнастика основана на произношении гласных звуков. По утверждению древних индейцев, именно протяжное произношение гласных, с доброй усмешкой на лице, положительно отражается на формировании организма. 1. Сложная экологическая обстановка делает особенно необходимым проведение ...
Правильная поза учащегося во время занятий
за столом (партой) Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдержать ...
Одна из важнейших технологий здоровьесбережения - школьная оценка
1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом. 2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. 3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник, ...
Здоровьесберегающие образовательные технологии
Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся - определяется следующими причинами. Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. ...
Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто ...
Рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе
Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Прежде чем рассматривать эти технологии, необходимо уточнить, какие элементы учебного процесса ...
Принципы здоровьесберегающей педагогики
Принцип не нанесения вреда Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов (то есть все происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности ...
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, присутствующим на уроке экспертам целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока: Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса ...
Функции здоровьесберегающей технологии
ФОРМИРУЮЩАЯ осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные ...
Основные компоненты здоровьесберегающей технологии
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического ...
Классификация здоровьесберегающнх технологий
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации ...
Типы технологий
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания) Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия) Технологии обучения здоровью ...
История вопроса
Понятие «школьные болезни» было введено немецким врачом Р.Вирховым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Тем самым ...
 


Всероссийский форум "Школа - территория здоровья"
Все права защищены ©2008.